Крым наш. Что дальше?
РФСНа стадионе «Локомотив» что в Симферополе в присутствии чуть более чем полутора тысяч зрителей местный ТСК принимал севастопольский СК ЧФ. Хорошо известный поклонникам футбола со стажем по выступлениям за «Рубин» и «Амкар» ветеран Андрей Кобенко в середине первого тайма уверенно реализовал пенальти, а в середине второй половины матча отметился точной передачей на Евгения Пономарёва, удвоившего преимущество гостей. Счёт более не изменился, и СК ЧФ проследовал в следующую стадию Кубка России по футболу – 1/128 финала этого турнира. Казалось бы, не самый статусный, мягко говоря, матч. Однако событие это историческое – первая встреча крымских клубов в рамках российского футбольного турнира. 12 августа, наконец, завершилась эпопея с включением крымских клубов в систему российского футбола. СК ЧФ (Севастополь), ТСК (Симферополь) и «Жемчужина» (Ялта) провели свои первые матчи под эгидой РФС. Это были встречи в рамках 1/256 Кубка России. СК ЧФ взял верх над ТСК со счётом 2:0, а ялтинская «Жемчужина» с тем же счётом уступила ФК «Сочи». Символично, что российский курорт в своё время славился именно «Жемчужиной», игравшей в Премьер-лиге. Потом клуб пытались возродить, но амбициозный проект быстро сдулся. И вот в турнирной таблице зоны «Юг» ПФЛ снова есть «Жемчужина». Пока только эти три клуба и заявлены во вторую лигу, судьба же керченского «Океана» и севастопольского «Ахтиара» туманна. Впрочем, учитывая, что клуб из Керчи последний раз играл во второй украинской лиге в 1997 году, а что такое «Ахтиар» вообще мало кто может внятно сказать, удивляться не стоит.
С чисто футбольной точки зрения это событие не играет существенной роли. Реалии отечественного футбола таковы, что на просторах ПФЛ каждый год умирают и рождаются футбольные клубы. Некоторые вообще переживают неоднократные реинкарнации. Создаются, расформировываются, ликвидируются, появляются на горизонте вновь с тем же названием, но с новыми учредителями, списав многочисленные долги. Поэтому появление трёх новых команд в зоне «Юг» - событие, заслуживающее внимания, но не выходящее из ряда вон. Понятно, что смысловую нагрузку оно несёт благодаря сложившейся политической ситуации. Вхождение Крыма в состав России сразу вызвало беспокойство в ФФУ. Но посреди сезона никто не стал принимать скоропалительных решений. «Таврия» и «Севастополь» спокойно доиграли чемпионат Украины и отправились на каникулы. Симферопольцы отыграли откровенно плохо, и финишировали в зоне вылета, где ниже их оказался лишь снявшийся с соревнований киевский «Арсенал», а «Севастополь» выступил вполне пристойно, придя к финишу девятым. На еврокубки крымский клуб не претендовал, но и в аутсайдерах не числился.
Всё лето велись дискуссии о том, что будет с крымскими клубами дальше. Россия считает Крым субъектом РФ. Украина считает Крым субъектом Украины. Мировое сообщество считает Крым аннексированной территорией, поскольку большинство стран-членов ООН присоединение Крыма к России не признали. Изначально ситуация выглядела очевидной – нельзя просто так взять и перевести команды из чемпионата одной страны в чемпионат другой. В уставе ФИФА это, разумеется, вполне внятно прописано. С тем, чтобы региональная ассоциация футбола (в нашем случае – Крымская), а также клубы этой ассоциации начали выступать в чемпионате другой страны, должны быть согласны оба члена ФИФА – то бишь и Россия, и Украина, а также собственно сама ФИФА. Естественно, что для такого перехода должны быть какие-то веские причины. В России проблему, как водится, решили остроумно и с плохо скрытой издёвкой над международными нормами. В начале июня просто взяли и учредили новые футбольные клубы. С новыми названиями и игроками, но более чем похожими на старые гербами и материально-технической базой. Так появились СК ЧФ – спортивный клуб черноморского флота (Севастополь) и ТСК (Симферополь) (возможно, Таврия Симферополь Крым). С менее статусной «Жемчужиной» заморачиваться не стали, сохранив прежнее название. Хотя звучали предложения подложить соломки и зарегистрировать команды на территории общепризнанной России, скажем, в Ростове-на-Дону, пока есть официальная информация о регистрации юридических лиц на территории Крыма.
Составы команд ещё формируются. В заявке СК ЧФ и «Жемчужины» по 15 человек, в ТСК и вовсе 12. В основном это экс-игроки других клубов ПФЛ, а также молодёжь из команд РФПЛ. Есть и кое-кто из опытных мастеров, поигравших на хорошем уровне – Алан Кусов в «Жемчужине», Андрей Кобенко и Иван Жирный в СКЧФ. Можно проследить географию наполнения крымских клубов. В «Жемчужине» троица из «Химок», в СК ЧФ – трое из армавирского «Торпедо», в каждом клубе по человеку из ростовского «СКВО». Хотя порой кажется, что народ собирали всем миром. Трёх ребят из молодёжки пожертвовал «Амкар», есть люди из мурманского «Севера» и даже владивостокского «Луча-Энергии». Бывших игроков «Севастополя» или «Таврии», да и вообще каких-либо украинских клубов в командах не значится. К крымскому футболу эти коллективы пока имеют опосредованное отношение, что лишний раз доказывает политический характер включения их в состав РФС.
Судя по просачивающимся в прессу данным, особенного желания затевать заваруху с крымскими клубами ни у РФС, ни у представителей лиг не было, о чём красноречиво свидетельствует опубликованная в «Новой газете» интереснейшая расшифровка заседания исполкома РФС от 31 июля http://www.novayagazeta.ru/politics/64784.html Но неделю спустя решение о включении крымских клубов было всё же принято. Видимо, проконсультировались и договорились. Выступление во второй лиге – это всё-таки не расширение РФПЛ до 18 команд, о котором сперва судачили некоторые горячие головы. Но даже и здесь всё пока очень сложно. Технически пришлось дробить перенаселённый «Юг» на две группы по 11 команд, а сам сезон для команд этой зоны начался позже, чем для всех остальных клубов ПФЛ. Но интересы ПФЛ, как бы цинично это не звучало – вещь местечковая. По большому счёту, команды второй лиги небезразличны нескольким сотням, в лучшем случае нескольким тысячам их поклонников да отчасти местным властям. Подумаешь, поменялся формат турнира. Подумаешь, на полмесяца позже начали. Большинству жителей страны и её руководству это до лампочки.
Гораздо интереснее, что нам за это будет. Слово «санкции» стало одним из самых употребляемых в нашей стране в последние месяцы. И сильные мира сего, заседающие в исполкоме РФС, переживали именно по этому поводу. На Западе модно вводить персональные санкции, а люди в исполкоме заседают не бедные, большинство – с интересами в бизнесе. Футбол – лишь один из них. Поэтому понятно было беспокойство Евгения Гинера или Сергея Галицкого. Что же реально может грозить российскому футболу? Хотя президент ФФУ Анатолий Коньков, прослышав о том, что крымские клубы стартовали-таки в российских футбольных турнирах, и выступил с требованием к ФИФА и УЕФА ввести санкции в отношении России, в целом позиция украинской стороны достаточно инертна. Да и не до футбола там сейчас, откровенно-то говоря. Позиция ФИФА и УЕФА пока непонятна. Проще говоря, чиновники международных организаций мнутся, не решаясь вынести определённый вердикт и перестраховываются.
Основная санкция, доступная ФИФА – приостановка членства. В особо запущенных случаях – исключение. На практике это означает, что клубы и национальные сборные исключаются из соревнований под эгидой ФИФА. Мы можем остаться без еврокубков, а также без чемпионатов Мира и Европы. Но это в теории. Пойдёт ли ФИФА на это реально – вопрос. Организации удавалось лавировать и в более сложных политических ситуациях, не поддаваясь давлению извне со стороны различных политических сил. Реально длительное исключение постигло лишь ЮАР за апартеид и предложения в духе присылать по очереди «белые» и «чёрные» сборные на ЧМ. А у нас, слава Богу, не апартеид. Есть другая опасность – потерять право проведения ЧМ-2018. Англичане, желавшие провести турнир, но уступившие в конкурентной борьбе России, уже вовсю суетятся, активно лоббируя решение о передаче права проведения мундиаля более достойной стране (под более достойной страной они, само собой, разумеют Англию).
ФИФА вообще и Зепп Блаттер лично, которому, к слову, осталось не так долго до следующих выборов, в сложной ситуации. Принятие позиции России создаст прецедент, а ведь Крым – не единственное место в мире, с которым у футбольных чиновников есть сложности. Косово, Каталония, и ряд других непризнанных сборных тут же поднимут голову. Варианты могут быть самые разные, но судя по тому, что мгновенной реакции пока не последовало, один из наиболее вероятных сценариев – вялотекущее противостояние. Будут делаться заявления, вестись многочисленные переговоры, а затем, в зависимости от политической ситуации в мире – то есть постепенного признания вхождения Крыма в состав в России, или наоборот возвращения его в состав Украины ситуация разрешится как бы сама собой. Возможны, конечно, и более радикальные сценарии – что ФИФА прогнётся перед Россией, или перед её противниками. Тогда всё будет нормально, или очень плохо. В любом случае, поживём - увидим.
Александр Карамышев.
2014-08-13 14:59:55
http://football.kulichki.net/rusnews/news.htm?314810
Я понимаю, что все вокруг считают "Кубок России" третьесортным соревнованием... Но, когда "новоиспечённые" республики рвутся в состав России и страстно желают принимать участие в различных чемпионатах, и на фоне этого, на матч КР приходит всего полторы тысячи человек... И они хотят, что бы команда представляющая Крым, играла в высшей лиге? Бу-га-га!!! Потренируйтесь сперва, с нашими школьниками во дворах!
По идее, люди "яко бы" поистоскававшиеся по реальному футболу, должны были переполнить стадион "Локомотив"! Ведь, это - новый виток в истории их команд!
- Подпись автора
МАНИАКАЛЬНЫЙ-ДЕПРЕССНЯК